Ушел из жизни первый директор Чернобыльской АЭС Виктор Брюханов

«Все защищали честь своих мундиров! Только меня никто не защитил».
13 октября пресс-служба Чернобыльской АЭС сообщила, что из жизни ушел Виктор Брюханов. Первому директору электростанции было 85 лет, и именно при его руководстве случилась та страшная катастрофа. Часть ответственности, конечно, пала и на Брюханова. Он был одним из шести людей, которые отправились под суд после разбирательств о причинах Чернобыльской трагедии.
Ушел из жизни первый директор Чернобыльской АЭС Виктор Брюханов

Кто такой Брюханов?

Виктор Петрович родился в Ташкенте в 1935 году. Уже в 1956 году закончил энергетический факультет Ташкентского политехнического института и после работал сначала на Ангренской теплоэлектростанции, а затем на Славянской ГРЭС. Лишь в 1969 году появился приказ, назначающий Брюханова начальником будущей Чернобыльской АЭС.
16 лет Виктор Брюханов руководил АЭС, с 1970 года по печально известный 1986 год. Также за этот срок он успел несколько раз побывать депутатом районных и городских советов, а также входил в число членов бюро компартии. Лишь после аварии на четвертом энергоблоке был лишен должности.

В течение целого года Виктор Петрович продолжал работать на станции. Он помогал ликвидировать последствия катастрофы в статусе начальника производственно-технического отдела. Уже в июле 1986 года Брюханова исключили из партии за «крупные ошибки и недостатки в работе, приведшие к аварии с тяжелыми последствиями» и сделали его одним из главных виновников трагедии.

Мать Брюханова не пережила страшные обвинения сыну, сердечный приступ оборвал ее жизнь. Виктор Петрович съездил домой в Ташкент попрощаться с матерью. А когда вернулся, ему вручили обвинение по статье 220 Уголовного кодекса УССР «Нарушение правил техники безопасности на взрывоопасных производствах и предприятиях». В 1988 году бывшего директора ЧАЭС осудили на 10 лет тюремного заключения.

Чернобыльский суд

Сегодня большинство сходится во мнении, что причиной трагедии стали недостатки конструкции реактора РБМК. Также некоторые отмечают некомпетентный обслуживающий персонал. Но в 1988 году почти всех собак повесили на Брюханова. Главным виновником признали Анатолия Дятлова, но досталось и коллегам, включая Брюханова.

Тем более что Брюханова было в чём обвинить. После аварии он посылал сотрудников исследовать опасные места и не отменил утреннюю смену, чем мог спасти десятки жизней. Но, что важнее, Брюханов скрывал реальное положение дел от жителей и властей. Позднее СБУ рассекретило доклады Виктора Петровича, где тот писал, что уровень радиации не превышает норму.

«Все защищали честь своих мундиров! Только меня никто не защитил. Я считаю так: если бы система защиты реактора была нормально сконструирована, то аварии бы не произошло», — так говорил Брюханов о судебном разбирательстве. Но его слова мало кого интересовали, ведь он не был специалистом по ядерной энергетике да и в событиях, предшествовавших аварии, никакого участия не принимал.

В 1991 году Виктор Петрович вышел по УДО, работал на ЧАЭС, а после в Министерстве внешней торговли Украины. После, как и все, вышел на пенсию и тихо дожил свой век дома. Сегодня сложно говорить о тех событиях, и правду мы вряд ли когда-нибудь узнаем.