Такаити становится явной: как роспуск парламента Японии угрожает миру на Дальнем Востоке

На Дальнем Востоке акула
Охотой была занята:
Злодейка-акула
Дерзнула
Напасть на соседа-кита...

«Сожру половину кита я,
И буду, наверно, сыта я
Денек или два, а затем
И все остальное доем!»

В этом стихотворении Самуила Маршака 1937 года речь шла об императорской Японии, угрожавшей советскому Приморью. Сегодня японский милитаризм не просто возрождается, а воспринимается на ура избирателями, чем и решила воспользоваться премьер-министр страны Санаэ Такаити. Тоже явный хищник в политической терминологии.

Рейтинг 66-летней Такаити, занявшей кресло главы кабинета в октябре, бьет все рекорды – порядка 70% поддержки, а среди молодежи она имеет и все 80%. Что-то невиданное для японской политики в последние годы. Такаити добилась такой популярности за счет жесткой правой риторики – она выступает за придание официального статуса силам самообороны (после 1945 года Японии запрещено иметь армию), возврат к дискуссии о ядерном оружии, беспощадную борьбу с миграцией.

В роли «соседа-кита» выступает в первую очередь Китай: напрочь рассорившее страну с Поднебесной выступление, в котором премьер обещала вступить в войну за Тайвань в случае принятия Пекином военных мер к возврату острова, внутренней аудиторией было воспринято на ура, особенно поколением девяностых – нулевых годов рождения.

Сегодня Такаити распустила парламент, новые выборы назначены на 8 февраля. Шаг выглядит вполне логично: она рассчитывает за счет своего рейтинга подтянуть популярность Либерально-демократической партии (ЛДП) и получить устойчивое большинство. На данный момент в верхней палате парламента оно у оппозиции, а в нижней ЛДП со своим союзником – Партией возрождения Японии – имеют 233 голоса (шаткий перевес в один голос).

Можно предположить, что Такаити своего добьется и большинство в обеих палатах получит. Идеальной целью является 2/3 голосов для коалиции, что позволит вносить изменения в конституцию, в частности по статусу армии и ядерному оружию. Хотя соперники не сидят сложа руки. Конституционно-демократическая партия слилась с религиозной партией «Комэйто» (в прошлом многолетний партнер ЛДП по правящей коалиции), образовав «Центристский реформаторский альянс». Первую традиционно поддерживают профсоюзы, вторую – дисциплинированный буддийский электорат. И это весьма серьезный конкурент. Но лично с премьером тягаться по популярности никто из оппозиционных политиков и близко не может.

Чего же ожидать России в том случае, если ЛДП победит и Такаити укрепит свою власть? С одной стороны, правительство посылает некие сигналы.

Недавно в Москву приезжал депутат от правящей партии Мунэо Судзуки и привез послание для Владимира Путина, в котором сказано, что Япония «все еще придает большое значение отношениям с Россией» и надеется на скорый мир на Украине. Звучит довольно странно – что значит «все еще»? Кто, собственно говоря, эти отношения со времен учителя Такаити Синдзо Абэ разрушил, арестовывая российские активы, вводя многочисленные санкции, поддерживая Киев и вообще выведя Токио на место первого русофоба Азии?

В условиях территориального спора по Курилам нам, как и Китаю, совершенно не улыбается получившая новый толчок милитаризация Японии. Тем более – попытки стать ядерной державой, о чем заявил на днях глава МИД РФ Сергей Лавров.

Что касается Украины, то курс неизменен. Недавно премьер-министр Италии Джорджа Мелони и Такаити договорились усилить санкционное давление на Москву. А на днях стало известно, что Украине японцы выделят в текущем году $6 млрд на гуманитарные и медицинские нужды. Деньги серьезные, именно благодаря таким вливаниям киевский режим и продолжает существование до сих пор, несмотря на то что транши ударными темпами разворовываются.

Кстати, товарооборот у нас с японцами в прошлом году составил похожую сумму – $7,5 млрд (в 2008-м было $30 млрд). Причем в основном сводится он к формуле «газ (поставки СПГ в Страну восходящего солнца – 61% нашего экспорта) в обмен на подержанные автомобили и запчасти к ним (тоже 61% экспорта японцев)». Так что терять особенно и нечего.

У Маршака в итоге: «Китом подавилась акула / И, лопнув по швам, потонула».

Действительно, тогда акулу как следует поучили в боях у озера Хасан и на Халхин-Голе, ну и добили в 1945 году общими усилиями с союзниками.

Посмотрим, насколько воинственная риторика Такаити является пиаром или реально перейдет в практику после выборов. Но в любом случае очевидно изменение настроений в обществе: выросло «непоротое поколение», которое забыло про уроки Второй мировой, заставлявшие быть осторожными их отцов и дедов...

В общем, японцам впору учить Маршака.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.